Факс:(863) 280-06-11
Адрес:Ростовская обл, г Ростов-на-Дону
E-mail:rostov@rfdeti.ru
Web-сайт:http://rostov.rfdeti.ru
Информация о приеме:Адрес:
344068, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 31 Б,адрес электронной почты: upr_ro@mail.ru Порядок приема граждан:
Еженедельно по вторникам по предварительной записи с 14.00 до 18.00
Общественная палата РО
Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112
e-mail: opro@donland.ru
Черных Ростислав Михайлович - заведующий сектором,тел. 8(863)240-56-26
Катрецкий Андрей Львович - главный специалист, тел. 8(863)240-15-54
Заволокин Юрий Владимирович - главный специалист, тел. 8(863)240-54-43
Перепелица Игорь Игоревич - ведущий специалист, тел./факс 8(863)262-75-07
Ростовская обл., Шахты г., ул. Советская, 168 Посмотреть подробнее: Центр Психолого-Педагогического Сопровождения, МОУ ДОД
Уважаемые родители!
В связи с участившимися случаями жестокого обращения с несовершеннолетними и противоправными действиями несовершеннолетних предлагаем вам познакомиться с информацией по профилактике жестокого обращения и противоправных действий несовершеннолетних.
Понятие и формы жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.
Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.
Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.
Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
5. Действия специалистов органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком.
Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.
Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:
- информация от ребенка;
- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
- информация от специалистов;
- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
- информация от представителей общественных объединений;
- результаты медицинского осмотра;
- результаты экспертиз;
- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.
В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Особое внимание необходимо уделять выявлению признаков жестокого обращения в отношении:
- несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной или кризисной ситуации, состоящих на обслуживании в учреждениях социальной защиты населения, а также в едином банке данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;
- несовершеннолетних, поступивших с телесными повреждениями в учреждения здравоохранения, или проживающих в семьях, состоящих на медико-социальном сопровождении;
- несовершеннолетних, родители которых состоят на учете в органах внутренних дел;
- несовершеннолетних, посещающих учреждения образования, имеющих проблемы в обучении и поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам, или несовершеннолетних из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном контроле.
Целесообразно подразделять три уровня жестокого обращения:
- минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения подобных фактов очевидна.
- средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.
- критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
1) органы прокуратуры - о выявлении случаев угрозы жизни и здоровью и (или) совершения жестокого обращения с ребенком, насильственных действий, в том числе сексуального характера;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действиях либо бездействии должностных лиц, родителей, лиц их заменяющих, не обеспечивших защиту прав и законных интересов детей;
3) органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4) органы управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) органы внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;
6) органы управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
7) органы управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
8) органы по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
Специалисты органов и учреждений системы профилактики регистрируют все полученные сообщения о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними, невыполнения обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, ведут учет данных сообщений, оперативно проводят их проверку, в рамках компетенции, запрашивают необходимую информацию в других ведомствах.
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 22 июля № 126-п «Об утверждении порядка формирования единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении» (далее – постановление № 126-п) органы и учреждения системы профилактики вносят сведения о семье и несовершеннолетнем, находящемся в социально опасном положении, в единый банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении (далее – банк данных).
Действия специалистов образовательных учреждений:
1. Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
- прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;
- случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.
Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.
- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
- родители не знают друзей ребенка.
2. Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), а также работников образовательного учреждения, в жестоком обращении с ребенком.
2.1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.
2.2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).
2.3. При втором и третьем уровнях жестокого обращения организовать осмотр ребенка медицинским работником (при отсутствии - другим специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи, в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю (родственнику), временное помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования).
В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
- предположение подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работника образовательного учреждения, необходимо:
- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка (приложение № 1);
- педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить форму сведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия (приложение № 2).
4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:
- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;
- непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации;
- направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.
Действия специалистов органов опеки и попечительства:
1. С целью профилактики раннего выявления случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, специалистами органов опеки и попечительства проводится работа с законными представителями несовершеннолетних, направленная на разъяснение:
- признаков жестокого обращения с ребенком;
- порядка действия в случае обнаружения признаков жестокого обращения с несовершеннолетними, в том числе медицинское освидетельствование несовершеннолетнего, незамедлительное (в тот же день) информирование органа опеки и попечительства по месту фактического нахождения несовершеннолетнего о случае жестокого обращения с несовершеннолетним.
2. После получения информации о случаях жестокого обращения с несовершеннолетним:
2.1. незамедлительное (в тот же день) проведение органом опеки и попечительства оценки выявленного случая жестокого обращения:
- имел ли место факт жестокого обращения;
- необходима ли несовершеннолетнему помощь узких специалистов (медицинские работники, психологи);
- возможно ли дальнейшее пребывание несовершеннолетнего в семье.
2.2. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью – принимают меры к немедленному отобранию ребенка у законных представителей согласно статье 77 Семейного кодекса Российской Федерации, при этом:
- незамедлительно уведомляют прокурора;
- обеспечивают временное устройство ребенка;
- в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обращаются в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
По результатам осмотра ребенка и беседы с родителями (законными представителями, близкими родственниками) можно определить степень вероятности жестокого и пренебрежительного отношения к детям в семье.
8. В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
- проводят медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;
- при среднем и критическом уровне жестокого обращения с ребенком представляют служебную записку руководителю учреждения здравоохранения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель учреждения здравоохранения немедленно (в письменной форме) направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, в органы опеки и попечительства и территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- принимают меры по госпитализации ребенка, подвергшегося насилию, обращаются в социальную службу экстренного реагирования;
- направляют сведения по установленной форме территориальному администратору единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении (органы социальной защиты населения);
- отделение (службу) медико-социальной помощи детям учреждения здравоохранения организует санитарно - просветительскую работу с несовершеннолетним и семьей по месту жительства;
- при выявлении единичных, незначительных случаев проявлений жестокого обращения с ребенком работник учреждения здравоохранения проводит беседу с родителями (законными представителями) ребенка о последствиях психологических травм, необходимости дополнительного медицинского обследования ребенка, о способах выхода из конфликтной ситуации, об адресах помощи семье в решении детско-родительских отношений. В карточке ребенка делаются соответствующие записи в установленном руководством учреждения здравоохранения порядке;
- о выявленном случае сообщает руководителю учреждения образования (в случае с опекаемым ребенком в органы опеки и попечительства) письменно для постановки семьи и ребенка на контроль и наблюдения за ситуацией в семье и поведением ребенка;
- при дальнейших контактах с ребенком рекомендуется расспрашивать ребенка и родителя (законного представителя) ребенка о развитии детско-родительских взаимоотношений. Обязательно осматривать ребенка на предмет наличия признаков телесных повреждений.
9. Работнику учреждения здравоохранения необходимо:
- зафиксировать в карточке ребенка следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю (родственнику), временное помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования). В корректной форме сообщить родителям (законным представителям, близким родственникам) о принятом р