Павлова
Т.И., доцент кафедры филологии и
искусства,
Шевченко
М. Н, учитель
высшей квалификационной категории,
учитель русского языка и литературы
МОУ
СОШ № 15 г.
Шахты
Многоаспектность инновационной педагогической
деятельности выдвигает особые требования к профессионально значимым качествам
учителя: самостоятельный отбор и
конструирование содержания, моделирование учебного процесса в условиях выбора
вариативных программ и учебников.
В настоящее время учитель имеет право
выбирать учебники, с помощью которых он будет реализовывать требования
стандарта. Практика показывает, что предпочтение отдаётся тем УМК, авторы которых дают
возможность учителю заявить о себе как об экспериментаторе, проявить себя в
инновационной деятельности, определить
дальнейший путь самосовершенствования. На наш взгляд, это стремление удалось воплотить авторскому
коллективу Образовательной системы (ОС) «Школа 2100», в частности авторам УМК
по русскому языку Р. Н. Бунееву, Е. В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой.
В МОУ СОШ №15 г. Шахты ОС «Школа 2100»
внедряется в начальных классах с 2005 года, преподавание русского языка по
учебнику началось с 2004 года. В 2008 году маленькие «бунеевцы» подросли, и
перед учителем встал вопрос: как в основной школе сохранить все умения,
которыми овладели дети в начальной школе? Ответ прост: необходима
преемственность.На пути освоения ОС «Школа 2100» учитель, прежде всего, должен
осознать, что взять на вооружение новые учебники и пользоваться традиционной методикой
нельзя. Необходимо не только понять особенности этой системы, но и
принять её, поверить в неё.
Учебник – одно из средств обучения,
которое помогает организовать учителю познавательно-практическую деятельность
школьников. Это средство обучения, которое может сыграть положительную роль,
если учитель сумеет понять замысел авторов, концепцию обучения.
Учебник русского языка для 5 класса Р.Н.
Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю.
Комисаровой, И.В. Текучёвой имеет ряд
отличительных особенностей: 1.
Необычность формулировок тем («Слова со значением «предмет», «Слова со
значением «действие или состояние предмета», «Слова со значением «признак
предмета»).
2.
Конструирование методического аппарата
учебника в едином ключе. Так, каждый параграф учебника содержит:
- упражнения для наблюдения, эти
упражнения позволяют ввести новое эвристическим методом;
- вопросы, которые помогают обобщить
наблюдения, сделать выводы, самостоятельно сформулировать правило или
определение;
- формулировку правила (определения),
которую учащиеся сравнивают со своей формулировкой;
- уточняющие вопросы, углубляющие
понимание материала;
- алгоритм применения правила или
материал для его самостоятельной разработки;
- систему тренировочных упражнений для
работы в классе, упражнения для работы дома;
- слова для орфографической,
орфоэпической и лексической работы.
3.
Справочный потенциал учебника.
В учебнике представлены мини-словари
"Произноси правильно", "Пиши правильно", Толковый
словарь", помогающие учащимся в освоении норм русского литературного
языка, в решении орфографических задач, способствующие активизации их
познавательной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы. В
справочные материалы включены памятки
«Как писать предупредительный диктант», «Как писать объяснительный диктант»,
«Как готовиться к изложению», «Как готовиться к сочинению», «Как читать
учебно-научный текст изучающим чтением» др.
4.
Текстоориентированный подход к обучению.
В
учебнике широко используются тексты из произведений, уже известных детям
авторов (С.Я. Маршака, М.Ю. Лермонтова, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, В.А.
Каверина и др.), познавательный материал
научно-популярной литературы (В.В. Волина, А.П. Каждан, М.В. Панов, Л.Г.
Григорян), различных словарных статей.
5.
Формирование общеучебных умений.
Условные обозначения позволяют легко
ориентироваться в учебнике и учителю, и ученикам. Так, например, упражнения
для наблюдения обозначен значком-символом «очки», упражнения и задания по
развитию различных видов письменной речи обозначаются значком-символом «перо»,
и устной речи - «микрофон», значок «домик» показывает на упражнение для работы
дома.
6.
Взаимосвязь изучения языка и речи.
Развитие речи учащихся не выделяется в
специальный раздел для изучения. Работа по развитию речи ведётся
рассредоточено. В каждой теме даются дополнительные задания к упражнениям,
направленные на количественное и качественное обогащение словарного запаса
школьников, обогащение грамматического строя речи учащихся, овладение нормами
литературного языка, обучение учащихся различным видам речевой деятельности.
Учитель, который работает по ОС «Школа
2100», должен уметь организовать образовательный процесс
как на материале учебника, так
и на комплексе дидактического материала,
входящего в УМК. Кроме учебника, в УМК входят «Самостоятельные и проверочные
работы по русскому языку», «Дидактический материал (упражнения) к учебнику»,
«Сборник диктантов по русскому языку для 5-7-го классов». Умелое использование
учителем методических пособий даёт возможность организовать фронтальную,
групповую, индивидуальную работу на уроке. В свою очередь дидактические
средства позволяют формировать общеучебные умения и навыки: интеллектуальные,
коммуникативные, организационные и оценочные.
Таким образом, как сама Образовательная
система имеет свою специфику, так и учитель, работающий в ней, - это человек,
отличающийся умением грамотно и
творчески реализовывать идеи авторской концепции Образовательной системы,
стремящийся к самообразованию и саморазвитию. Именно эти качества помогут ему освоить технологи: формирования
типа правильной читательской деятельности, проблемно-диалоговая,
оценивания.
Практика показывает, что наиболее
продуктивно внедряется в учебный процесс
технология формирования типа правильной читательской деятельности. Это
объясняется тем, что данная технология, на наш взгляд, является универсальной,
соответствует современным требованиям,
предъявляемым к чтению как пониманию.
Она включает три этапа: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. На основе данной
технологии дети учатся вести диалог с автором, что способствует формированию
основных читательских умений, необходимых не только при изучении русского языка
и литературы, но и остальных предметов.
Второй этап экспериментальной работы выявил и ряд трудностей в освоении данной системы.
Одна из сложностей заключается в том,
что учебники построены на основе принципа
мини-макса. Авторы предлагают максимум, а учитель определяет тот минимум,
который могут и должны усвоить именно его ученики, в соответствии с уровнем
развития, интеллектуальными возможностями и требованиями государственного
стандарта. Однако наше желание «дать» как можно больше встречает нежелание
со стороны учащихся, которые, не имея потенциала освоить много, вообще
перестают учить.
Вместе с тем материал учебника даёт
учителю возможность для организации индивидуального и разноуровневого
обучения. Например, в качестве домашнего задания можно предложить учащимся работу с учебно-научными текстами, включающими материал
из истории языка: «Первая научная грамматика русского языка» (упр.№194), «От
доски до доски» происхождении
фразеологических оборотов - упр.
№23), «Красная строка» (упр.№26), об
учёных-лингвистах (В.К. Тредиаковском – упр. № 15, В.И. Дале – упр. № 75). Этот
вид работы целесообразно предложить
всему классу при подготовке к сочинению на лингвистическую тему.
Например, после изучения темы «Глаголы в тексте» учащимся предлагается написать
сочинение-рассуждение «Богатство и выразительность глаголов в русском языке».
Для выполнения этого задания учащиеся
используют материал упражнения №
653 (для чтения предлагается текст из «Энциклопедического словаря юного
филолога» «Синонимы – богатство языка»).
Другая трудность связана с использованием технологии проблемного
диалога. Как правило, учитель
предлагает проблемный вопрос или проблемную задачу. Способы введения проблемы
содержатся в методических рекомендациях, которые пошагово дают учителю алгоритм
применения этой технологии.
Проблемный диалог возникает тогда, когда
у учащихся происходит столкновение с трудностью или невозможностью выполнения
предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов, и рождается потребность в новом знании. Однако не каждый
урок русского языка содержит потенциал для создания проблемной ситуации,
поэтому чаще используются на уроке подводящий к теме диалог и сообщение темы с
мотивирующим приёмом.
Практика показывает, что проблемный
диалог требует от учителя организационных умений в создании коммуникативного
пространства на уроке: необходимо продумать систему ведения диалога, его
культуру так, чтобы состоялся многоголосый диалог (учитель-ученик,
ученик-ученик, ученик-текст). Целесообразно на первых порах предлагать учащимся
речевые модели, сигнальные карты
(«согласен полностью», «согласен частично», «не согласен»).
Эта технология содержит некое «подводное
течение»: в силу того, что организация проблемного диалога – процесс
технологический, и этот процесс идёт эффективно лишь в том случае, если учитель
свободно владеет набором методов и приёмов создания диалогического пространства
на уроке. У учителя, который работал в традиционной системе, может возникнуть
желание вернуться к традиционной (репродуктивной) подаче материала. Поверьте,
стоит отказаться от этого ложного пути: как правило, в течение месяца учащиеся
входят в это диалоговое пространство, при условии, что они не жили в этой
системе в начальной школе.
Наиболее сложна в использовании
технология оценивания. Сложность этой технологии в том, что она является суммой
двух слагаемых: самооценка и оценка учителя. Такое взаимодействие закладывается
в начальной школе. Но, к сожалению, в нашей школе эта технология
не вводилась на первой ступени обучения. Поэтому овладение ею в основной школе началось с нуля. В связи с этим возникли две трудности. Первая – в том, что освоение
других технологий не оставляет времени для итоговой самооценки. Вторая, на наш
взгляд, более серьёзная. В традиционной системе право контроля всегда было за
учителем, поэтому в какой-то мере боязнь отказаться от стереотипов препятствует
освоению новой технологии. С другой стороны, технология оценивания предполагает оценку комплексного характера,
которая складывается на нескольких уроках. Однако как сами учащиеся, так и их
родители приучены к быстрому результату: они требуют сиюминутной оценки, не
понимая, что это не является показателем
объективности оценивания.
Таким образом, данная технология требует перестройки в психологическом плане учителя, учащихся и
их родителей. Думается, что здесь могут помочь семинары-практикумы для
учителей, разъяснительная работа с родителями.
Учитель, который принял Образовательную
систему «Школа 2100», поверил в неё,
никогда не передёт на традиционную систему обучения потому, что
нашёл способ решения
проблемы функциональной грамотности учащихся как современной и
перспективной задачи образования.
|